« Назад
О пособиях 03.11.2022 00:00
Информационные материалы
по установлению Универсального пособия
С 1 января 2023 года вводится Универсальное пособие(далее – УП), которое объединит 7 действующих сегодня мер поддержки:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка до достижения им возраста 3 лет (предоставляется за счет средств материнского капитала без привлечения средств федерального и регионального бюджетов);
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет.
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Цель изменений – в соответствии с поручением Президента создать целостную бесшовную систему государственной поддержки нуждающихся семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет.
В настоящее время такая система поддержки выстроена для семей с низкими доходами с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Она основана на адресном комплексном подходе к оценке жизненной ситуации семьи:
1) среднедушевой доход семьи ниже 1 прожиточного минимума в регионе проживания;
2) семья не располагает избыточным движимым и недвижимым имуществом, превышающем пороговые требования;
3) у семьи нет существенных финансовых накоплений во вкладах, превышающих пороговые требования;
4) трудоспособные члены семьи имеют официальный доход, подтвержденный данными налоговой инспекции, а если они его не имеют, то по объективным причинам (правило «нулевого дохода»);
5) выплата назначается на каждого ребенка и ее размер зависит от дефицита доходов семьи (может составлять 50-75-100% детского прожиточного минимума в регионе проживания);
6) выплата назначается на год и предоставляется на принципах Социального казначейства на основании заявления в электронном виде без предъявления семьей бумажных документов.
Аналогичный адресный комплексный подход применяется и при назначении выплат беременным женщинам (за исключением размера выплаты, который составляет 50% прожиточного минимума без дифференциации).
В результате объединения подвергнутся изменению условия предоставления выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет.В свое время эти меры поддержки вводились поэтапно в период с 2013 по 2018 год,и были направлены на поддержку семей при рождении первого, второго, третьего или последующих детей.
Для поддержки детей от 0 до 3 лет предлагается:
Обеспечить их охват универсальным пособиемна адресном комплексном подходе, что минимизирует риски бедности в таких семьях;
Для семей с детьми до 3 лет и с более высокими доходами, объемом движимого, недвижимого имущества, финансовых накоплений, превышающем пороговые значения, сохранить возможность получения ежемесячной выплаты из материнского капиталав размере 1 прожиточного минимума на старых условиях (без комплексной оценки нуждаемости, при доходе – менее 2 ПМ на каждого челна семьи) и распространить такую возможность на всех детей до 3 лет независимоот очередности рождений.
Для наиболее нуждающихся семей обеспечить возможность получения двойной выплаты по выбору родителей – и из средств бюджета, и из средств материнского капитала.
Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к УП для детей, которые уже получают такие выплаты или еще родятся до конца 2022 года, предусматривается сохранная норма – семьис первыми и третьими детьми смогут получать выплаты на старых условиях до достижения ребенком возраста 3 лет. В течение всего периода такие семьи также получают право перейти на УП.
Подробно о сохранных нормах:
1. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права или до назначения УП. Таким образом, за указанным пособием могут обратиться родители ребенка, родившегося по 31 декабря 2022 года в любой момент до достижения ребенком 2-х лет (1,5 года+6 месяцев).
Семья выбирает, какими правилами воспользоваться – получать выплату по уходу за ребенком до 1,5 лет, сочетая ее, например, с выплатой на первого ребенка или перейти на универсальное пособие и получать одну или две выплаты в зависимости от нуждаемости (одна выплата – только из бюджета или две из бюджета и из средств материнского капитала).
2. Выплата пособий на детей в возрасте до 3 лет осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права или до назначения УП. Таким образом, если ребенок родился по 31 декабря 2022 года, то родитель имеет право обратиться за назначением выплаты в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.
Назначение выплат в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребенка осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть должно ежегодно переназначаться с учетом оценки нуждаемости.
Семьи, получающие выплаты на второго ребенка из материнского капитала, могут продолжить получать назначенные выплаты и также могут обратиться в Социальный фонд за назначением УП. В связи с назначением УП и получением ежемесячной поддержки за счет средств бюджета семья может принять решение о досрочном прекращении получении выплаты из материнского капитала.
Семья может выбрать: пользоваться выплатами по старым правилам или перейти на универсальное пособие.
Гражданам, которым установлена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, ежемесячная выплата из средств материнского капитала не устанавливается до окончания периодов получения указанных выплат. Это связано прежде всего с одинаковой природой выплат и общим подходом к условиям их назначения.
3. Выплата пособий на детей от 3 до 17 лет осуществляется в установленном порядке до окончания срока назначения (12 месяцев). Один из родителей ребенка в возрасте от 3 до 17 лет может подать заявление на УП до окончания срока назначения предыдущего пособия (например, с целью увеличения его размера).
В случае назначения УП выплата пособия на ребенка от 3 до 7 лет включительно или на ребенка от 8 до 17 лет прекращается. УП назначается с месяца обращения, если УП назначено в большем размере, то за первый месяц выплата будет проведена в размере разницы.
Если в назначении УП отказано, то пособие на ребенка от 3 до 7 лет или на ребенка от 8 до 17 выплачивается до окончания периода его назначения.
Порядок обращения за выплатой.
Заявление на УП подается:
1) в электронном виде с использованием ЕПГУ
2) через МФЦ
3) лично в территориальное отделение Социального фонда.
УП назначается беременным женщинам и семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже 1 ПМ при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости. УП назначается на 12 месяцев на каждого ребенка в семье в возрасте до 17 лет в размере 50-75-100% регионального ПМ для детей в зависимости от дефицита доходов семьи. Для беременных женщин размер выплаты составит 50-75-100% регионального ПМ для трудоспособного населения.
Оценка дохода будет проводиться за период 12 месяцев, предшествующих 1 месяцу с месяца подачи заявления. Таким образом, с 1 января 2023 года «слепой период» сокращается с 4 до 1 месяца, что позволит более точно оценивать финансовое положение семьи.
Администрирование выплаты.
Одновременно с объединением выплат в УП оператором пособияопределяетсяСоциальный фонд России, сохранив в качестве источников пособия федеральный и региональные бюджеты.Сегодня операторы выплат разрознены: на детей от 0 до 8 лет выплаты осуществляют регионы, из материнского капитала и на детей от 8 до 17 лет – Пенсионный фонд.
УП будет осуществлятьсяаналогично выплате на детей в возрасте от 8 до 17 лет. В случае, если полномочия по назначению и выплате универсального пособия переданы субъектом Российской Федерации Социальному фонду, то УП осуществляется на единых условиях и при софинансировании из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации принимает решение самостоятельно осуществлять УП, то в дополнение к федеральным условиям, он может установить дополнительные иные условия назначения и выплаты УП на территории этого субъекта Российской Федерации. Федерального софинансирования обязательств в этом случае не будет.
Социальный эффект.
1. Универсальное пособие после его введения будет охватывать порядка 10 млн получателей: беременных женщин и детей до 17 лет, что позволит минимизировать риски бедности семей с детьми;
2. Ежемесячную государственную поддержку из бюджета получат семьи с детьми, которые сегодня вообще такой поддержкой не охвачены:
- со вторыми детьми (В настоящее время ежемесячной поддержкой из средств материнского капитала охвачено только 316 тыс. семей со вторыми детьми, а после введения УП число семей со вторыми детьми получающих поддержку за счет федерального бюджета составит порядка 500 тысяч.);
- с третьими и последующими детьми в 7 регионах, где нет выплаты на третьего ребенка;
- с третьими и последующими детьми в регионах, где выплата назначается только на третьего или последующего ребенка, где введено требование, что семья является многодетной, то есть все дети должны быть младше 18 лет.
3. Размер выплаты для беременных женщин увеличится в 2 раза до 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом, по оценкам, порядка 75% беременных женщин будут получать максимальный размер выплаты, еще порядка 10% женщин – в размере 75%.
4. У семей с детьми до 3 лет появится возможность получать государственную поддержку на основании одного заявления, поданного в электронном виде без предоставления бумажных документов на каждого ребенка вне зависимости от очередности рождения;
5. Семьи с детьми до 3 лет смогут при необходимости получать помимо универсального пособия из средств бюджета, еще и выплату из средств материнского капитала.
|